Консольные войны

Nintendo vs. Sega

Консоли, оказавшие на мою жизнь, сознание и ценности самый больший эффект

Юрий "yurembo" Язев

независимый игродел


Пролог


Впервые я увидел игровую приставку, игры на ней в начале 1994-го года, тогда мне было 6 лет. У моей двоюродной сестры был День рождения, и ей подарили Dendy Junior I. Пару месяцев спустя, мой дедушка взял на время подобную приставку (в общем, один из многочисленных клонов NES) у своего коллеги, чтобы я мог поиграть. Еще через несколько месяцев случился мой седьмой день рождения, и родители подарили мне Dendy Junior II.
Мы тогда считали Дэнди классической 8-битной консолью, неким эталоном. Также в то время мы считали отличиями Junior II от Junior I более округлые края консоли, и, внимание, “не ломаемые” джойстики, поскольку они не отключались, были намертво приделаны к приставке. У меня, действительно, за 3 года активного пользования ни разу джойстики не ломались, иначе пришлось бы менять приставку целиком. С другой стороны, у моей сестры на Dendy Junior I за тот же период переломалось куча джойстиков.


Dendy


Однако Dendy - всего лишь тайваньский клон японской Famicom (Family Computer), как она называлась на родине или NES (Nintendo Entertainment System) - в Северной Америке и Европе. Dendy активно распространялась в странах бывшего советского союза московской компанией Steepler. Dendy появилась на рынке в 1992-м году, а Famicom - в 1983 (в Японии). С другой стороны, у Sega тоже была своя 8-ми битная разработка - Master System, появившаяся на рынке в 1985-м году. Однако она во многом проигрывала NES по функциональности, поэтому не снискала популярности и ее разработку скоро свернули. Итак, на данный момент мы имеем 8 поколений игровых консолей, из которых 8-битные приставки - это 3-е поколение.
Dendy была односторонне совместимой с NES, то есть к первой подходили оригинальные картриджи от второй, так и пиратские картриджи, но не наоборот. Это имело место постольку, поскольку Nintendo активно защищала игровой рынок, избегая повторения краха консольного рынка, произошедшего в 1982-м году. Главную вину за тот крах присваивают инициатору игрового рынка - компании Atari, которая не уследила за ухудшением качества игровой продукции, другими словами появлением клонов одних и тех же игр. В результате этой катастрофы, многие игровые компании обанкротились, в частности Atari стала своей тенью. Кроме того, тот провал консолей на несколько лет омрачил игровую индустрию в глазах общественности, и, если бы не Nintendo со своей Famicom, то современная игровая индустрия выглядела бы совсем по другому. Nintendo устанавливала в свою консоль чип, который позволял воспроизводить игры только с официально подписанных картриждей. Таким образом, Nintendo контролировала выпуск игр. Она поставляла картириджки компаниям-производителям игр, она курировала процессы разработки игр, проверяя контент, и она разрешала производителю выпускать ограниченное количество игр в год, плюс за все это игроделы выплачивали Nintendo роялти от продаж.
Еще через 3 года, родители подарили мне 16-битную консоль Sega Mega Drive II, являющуюся последователем Mega Drive в уменьшенном формате, благодаря уменьшенной материнской платы, сократившей энергопотребление приставки. Sega продавала свою 16-битную консоль, как Mega Drive в Японии, Европе и Бразилии, а в странах Северной Америки приставка была известна, как Genesis. Кстати, в России одно время в середине 90-х приставку распространяла компания “Денди”, образовавшаяся на месте Steepler, однако вскоре она прекратила эту деятельность по продаже продукции Sega, заключив договор с Nintendo и переключившись на продукцию последней.
16-битные приставки - это четвертое поколение домашних игровых консолей.
Тем временем по моим наблюдениям у нас была популярна Mega Drive, о других приставках никто и не слышал. Разве что некоторое время спустя популярность стала набирать Sony PlayStation (32 бит). Но это отдельный разговор. У 16-битных консолей не было сторонних клонов, как у 8-ми биток.
Sega выпустила свою 16-битную консоль в 1988-м году в Японии и в начале 1989-го - в США. Тем самым, она существенно опередила Nintendo, которая выпустила свою 16-ти битную Super Famicom в Японии лишь в 1990-м и в Штатах переименованную в SNES - в 1991-м. Тем не менее хотя обе консоли построены на основе 16-ти битного центрального процессора, приставка от Sega проигрывала в качестве своему конкуренту от Nintendo, например, в количестве выводимых цветов. В то же время цена консоли от Sega была ниже, а маркетинговая компания агрессивнее, но об этом ниже. Mega Drive стала наиболее популярна в Европе и Бразилии, ну, и, как стало очевидно - в России.


Mega Drive II


В конце 90-х у всех была именно Mega Drive 2. Но однажды, когда я учился то ли в 3-ем, то ли в 4-м классе, один мой школьный друг неизвестно откуда достал Mega Drive 1.


Mega Drive


Кстати, когда у меня появилась собственная консоль Mega Drive 2, первой игрой для нее была Mortal Combat 3 Ultimate.


Вновь о книгах


После прочтения некоторых книг я наполнен энтузиазмом, у меня возникает желание поделиться мыслями о прочитанном. Это имело место после прочтение “Консольных войн” Блейка Дж. Харриса. На русском языке книга выпущена издательством “Белое яблоко”. В ней красочно рассказано, что творилось в 80-е - 90-е за океаном на консольном рынке. Это позволило так же глубже понять современную конкуренцию держателей консольного рынка: Nintendo, Sony, Microsoft. Sega вышла из игры после недостаточно успешного Dreamcast, но это было уже позднее, а сейчас о книге. Повествование в книге охватывает период с конца 80-х до середины 90-х годов 20-го века. Это время 16-ти битных консолей. Это противостояние могучей большой N (Nintendo) и до селе скромной Sega. В основном описывается борьба на североамериканском континенте, где лидирующие позиции до 16-ти битной войны занимала Nintendo. В данной статье имеет место лишь краткая предыстория событий, описываемых в книге.


SOA


Прародительницей Sega была Standard Games, основанная в Лос-Анджелесе в 1940 году. Она занималась поставкой “одноруких бандитов”, “пинболов” и других электромеханических аппаратов для развлечений в бары и другие увеселительные заведения. В 1945-м компания перебралась на Гавайи, прямиком в крупнейшую военную базу Перл Харбор для предоставления солдатам электронных развлечений разумеется за деньги. В связи с этим переездом и смены клиентуры компания взяла имя Service Games. В 1951-м компания вновь сменила месторасположение, переместившись в Токио, где была переименована в SErvice GAmes of Japan (Sega). В Японии она продолжила заниматься поставкой игровых автоматов, не имея конкурентов. В 1954-м году американский бизнесмен Дэвид Розен основал компанию Rosen Enterprises, которая стала импортировать монетные электромеханические аппараты. Тем самым она стала единственным конкурентом для Sega. В основном Rosen Enterprises занималась кабинками моментальных фото и музыкальными автоматами, что было невероятно популярно среди японцев. Через 11 лет Розен объединил свою компанию с Sega, в результате чего стал управлять вновь сформированной компанией, которая теперь стала не импортером, а производителем игровых аппаратов. Дальше - больше, компания стала выпускать сверх популярную игру Periscope, спроектированную Дэвидом. Благодаря своей популярности игра достигла Советского Союза, где была скопирована и названа “Морским боем” (даже я в детстве в нее играл; в конце 80-х у нас в городе был зал с игровыми автоматами, куда мы периодически ходили с дедушкой, и “Морской бой” - одна из запомнившихся мне игр, в ней экран был представлен в виде перископа подводной лодки, и игроку надо было подбивать торпедами проходящие мимо корабли; еще одна запомнившаяся мне игра - это Duck Hunt, только у нас в городе был клон не от Sega (полностью механический), а более поздней разработки - от Nintendo - с проектором и световым ружьем - прим. yurembo).
В 1969-м году Sega была куплена корпорацией Gulf and Western Industries, однако Розен по прежнему оставался у руля компании, все последующее десятилетия радуя держателей акций новыми успехами и достижениями. В этом же году некоторая часть компании была перевезена в США.
В 1979-м Sega поглотила фирму Хаяо Накаяма, в результате чего последний стал партнером Розена.
В 1982-м году в связи с крахом игровой индустрии и последующей продажей американских активов корпорации Sega компании Bally Manufacturing, японский филиал обрел название Sega Of Japan, при этом американский филиал стал называться Sega of America, который в некоторой степени был в подчинении SOJ. Исполнительным директор последнего стал Хаяо Накаяма, который помог Розену найти инвестора - Исао Окаву - владельца крупной IT-компании CSK и выкупить Sega. Дэвид, в свою очередь, стал исполнительным директором SOA.


NOA


Впервые компания под названием Nintendo появилась еще в 19-м веке - в 1889-м году в Киото (Япония). Ее основателем стал бизнесмен Фусадзиро Ямаути. Компания специализировалась на выпуске игральных карт. Ее название состоит из трех иероглифов: “нин”, “тен”, “до”, что составляет выражение, которое можно перевести, как “оставь удачу небесам”.
Все примерно так и продолжалось, однако в 1929-м году Фусадзиро Ямаути оставляет руководство процветающей компанией, а его место занимает его зять Сёкире Ямаути. Проходит еще 19 лет эффективного управления компанией, но у Сёкире случается инсульт, после чего он вынужден оставить пост. И, поскольку, у него не было сына, то вакантное место занимает его внук Хироси Ямаути. Он сразу вникает в курс дела, увольняет старых управляющих - консерваторов, наняв на место них молодой персонал. Все свои усилия Хироси прилагал к модернизации Nintendo: в 1953-м он первым в Японии выпускает игральные карты с пластиковым покрытием, а в 1959-м - заключает лицензионное соглашение с Walt Disney Company для выпуска карт с изображение героев диснеевских мультфильмов, в результате чего популярность нинтендовских карт распространяется среди подрастающего поколения.
Затем Ямаути начинает экспериментировать в других областях, оказавшихся менее удачными. Тогда Сёкире приходит к выводу, что основная ниша Nintendo - это развлечения, поэтому он хочет, чтобы компания агрессивно вошла в зародившийся видеоигровой бизнес, состоящий из двух ответвлений: домашние консоли и игровые автоматы. В 1973-м Ямаути основал филиал Nintendo Leisure System, который занялся созданием игровых автоматов. И хотя успех нового предприятия был весьма посредственным, Ямаути продолжал сохранять верность новому видению будущего компании. В 1977-м году Nintendo начала производить первую консоль желтого цвета по форме схожую с коробкой из под обуви, которая называлась Color TV Game 6. Она включала несколько однотипных версий электронного тенниса. Следующая версия консоли включала больше версий тенниса. На это предприятие Nintendo тратила огромные, часто неоправданные средства, при этом оно не всегда окупалось. Однако это не испугало Ямаути. Вместо того, чтобы оставить видеоигровой бизнес, он решил освоить рынок Америки, где возник спрос на этот вид развлечений.
С этого момента начинается история Nintendo of America. Первым президентом NOA в 1980-м году стал Минору Аракава - зять Ямаути. Выбор последнего был основан на том, что Аракава уже долгое время жил в Северной Америке и был знаком с местным менталитетом. До 80-го года он жил в Ванкувере (Канада), а потом вместе с женой Йоко переехал в Нью-Джерси для открытия NOA.

© 2016 - 2023 yurembo